Прокуратурой г.Димитровграда в августе 2015 года проведена проверка исполнения законодательства, направленного на профилактику экстремизма и межнациональных (межэтнических) конфликтов органами местного самоуправления города Димитровграда, а также проверка деятельности Антитеррористической комиссии города по недопущению экстремистских и террористических проявлений.
Так, состояние межконфессиональных и межнациональных отношений в г.Димитровграде в целом характеризуется относительной стабильностью, отсутствием очевидных очагов национальной или религиозной нетерпимости, что в определенной степени является результатом эффективного взаимодействия органов власти, правоохранительных органов, национальных объединений и религиозных конфессий.
Вместе с тем следует отметить, что органами местного самоуправления города достаточных мер к исполнению требований Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» не принимается.
Согласно п.7.1 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – «Закон № 131-ФЗ») к вопросам местного значения городского округа относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма.
В соответствии с п.7.2 ч.1 ст.16 Закона № 131-ФЗ на органы местного самоуправления возложены разработка и осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории городского округа, реализацию прав национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов.
Кроме того, согласно п.п.6-7 ч.1 ст.16.1 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления городского округа имеют право на создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории городского округа, а также на оказание содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории городского округа. Соответственно, работа органов местного самоуправления в сфере противодействия экстремизму и терроризму проводится на основании принятых целевых программ, а также иных плановых мероприятий, в том числе реализуемых в рамках программ профилактики правонарушений и борьбы с преступностью.
Так, Постановлением Администрации города от 30.09.2013 №3156 утверждена Муниципальная программа «Обеспечение правопорядка и безопасности жизнедеятельности на территории города Димитровграда Ульяновской области на 2014-2018 годы» (далее – Программа), в которую включен Раздел 4. «Профилактика экстремизма и межэтнических конфликтов». Однако, мероприятия, целями которых являются гармонизация межнациональных отношений и профилактика проявлений межэтнического экстремизма и терроризма, в указанную программу не включены, целевая программа профилактики терроризма и экстремистских проявлений в городе отсутствует.
Помимо этого, Программа не предусматривает никаких мероприятий по профилактике нарушений законодательства о гражданстве, предупреждению и пресечению незаконной миграции, являющихся одним из детерминантов национального и религиозного экстремизма. Указанное свидетельствует, что органы местного самоуправления уклонились от анализа межнациональной ситуации, причин и условий возможного возникновения конфликтов между представителями разных национальностей и реализации мер по профилактике экстремистских и террористических проявлений.
Имеются отступления от установленных законодательством требований и в деятельности Антитеррористической комиссии города Димитровграда, действующей на основании Положения, утвержденного постановлением Главы города от 03.05.2005 № 994 (с последующими изменениями и дополнениями). Так, проверкой установлено, что, плановые мероприятия не исполняются, список участников комиссии своевременно не корректируется, плановые мероприятия из года в год дублируются.
Соответственно, в результате вышеуказанных нарушений, проблемы исполнения законодательства о противодействии экстремистской и террористической деятельности, а также предупреждению конфликтов в сфере межнациональных отношений в г.Димитровграде, в полной мере не решены.
На основании изложенного, прокуратурой города в адрес Главы администрации города внесено представление с требованиями об устранении нарушений закона, которое находится в стадии рассмотрения. |