В прокуратуру города обратился гражданин с вопросом: Я приобрел в магазине смартфон. При покупке было проверено действие приложений, динамиков, камеры и сенсорного экрана. Через 2 недели произошло нарушение работы микрофона, при разговоре собеседник перестал меня слышать. В ответ на мою просьбу обменять товар, продавец мне ответил отказом, пояснив, что товар был проверен в магазине, и прошло много времени с момента покупки. Что мне делать в сложившейся ситуации?
Ответ: Общественные защиты прав потребителей в Российской Федерации регулируются одноименным Законом РФ от 07.02.1992 №2300-1 (далее – ЗоЗПП) и Гражданским кодексом РФ.
Применительно к возникшей ситуации необходимо узнать, не относится ли приобретенный вами товар к категории тех товаров, для которых установлены особые правила продажи. В данном случае следует обратиться к Постановлению Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2011 г. N 924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров», согласно п.6 которого к таковым относится:
6. Оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями.
Таким образом, приобретенный Вами смартфон подпадает под категорию технически-сложных товаров. Соответственно, действовать необходимо с учетом ст.18 ЗоЗПП, в соответствии с которой «в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара».
По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
- обнаружение существенного недостатка товара;
- нарушение установленных ЗоЗПП сроков устранения недостатков товара;
- невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Кроме того, в случае возникновения спора о причинах недостатков, производится экспертиза, за счет продавца или изготовителя.
Руководствуясь изложенным, при доказанности возникновения недостатков не по вине покупателя, может быть произведен обмен смартфона на нормально функционирующую модель, либо осуществлен возврат денежных средств вместе с понесенными убытками. При этом срок устранения недостатков не должен превышать 45 дней.
Исходя из вышесказанного, продавцу необходимо провести за свой счет экспертизу и затем, уже, основываясь на её результатах, произвести замену товара или возврат денег, либо отказать в этом. В соответствии со ст.20 ЗоЗПП срок ремонта, диагностики не должен превышать 45 дней.
Далее необходимо написать требование о предоставлении на период ремонта аналогичного товара, который, в соответствии с п.2 ст.20 ЗоЗПП изготовитель (продавец) обязан в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта аналогичный товар, обеспечив доставку за свой счет. При предъявлении требования незамедлительного безвозмездного устранения недостатка, можете в претензии потребовать от продавца на время ремонта предоставления Вам в течение 3 дней подменного товара, обладающего такими же основными потребительскими свойствами (п.2 ст. 20 ЗоЗПП).
Требование в соответствии со ст. 18 ЗоЗПП Вы должны предъявить продавцу у которого купили смартфон. При предъявлении требования замены товара, срок удовлетворения требования от 7 дней до месяца (ст.21). При отказе от исполнения договора купли-продажи и требовании возврата уплаченной за товар суммы, срок удовлетворения требования - 10 дней (ст. 22). При предъявлении требования незамедлительного безвозмездного устранения недостатка, срок согласовывается письменно, но не более 45 дней (ст. 20). |