В прокуратуру г. Димитровграда обратилась гражданка города с вопросом:
21 ноября 2014 года я приобрела в магазине две пары обуви: зимние ботинки (по акции со скидкой 30%) и зимние сапоги. По истечении четырех дней использования, от правого ботинка отлетел ремешок. При обращении в магазин продавец мне пояснила, что товар со скидкой возврату и обмену не подлежит. 14 декабря при сырой погоде я промочила зимние сапоги, после чего обнаружила, что подошва одного из них отклеилась. 15 декабря продавец отказалась вернуть деньги за товар, ссылаясь на то, что срок возврата истек. Кто прав?
Ответ:
Описываемая сфера общественных отношений урегулирована гражданским законодательством и Законом РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – ЗоЗПП), в соответствии со ст.4 которого:
1. Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору.
2. При отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать товар, соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
Согласно ст.18 Закона:
1. Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков по своему выбору вправе:
-
потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
-
потребовать замены на такой же товар другой марки с перерасчетом покупной цены;
-
потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
-
потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
-
потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
Указанный товар не входит в перечень товаров, которые не подлежат замене/возврату. Указание продавца на то, что товар со скидкой возврату и обмену не подлежит, является необоснованным, поскольку условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными (ст. 16 ЗоЗПП). Таким образом, покупатель вправе предъявить свои требования к продавцу в случае обнаружения специально (а также – заранее) не оговоренных недостатков товара.
Ссылка продавца на истечение сроков возврата имущества также необоснованна. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара урегулированы ст.19 ЗоЗПП, в соответствии с которой:
1. Потребитель вправе предъявить предусмотренные требования к продавцу в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.
В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах 2 лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.
2. Гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляется со дня передачи товара потребителю. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара.
Для сезонных товаров (обуви, одежды и прочих) сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, наступление которого (момент исчисления) определяется субъектами Российской Федерации исходя из климатических условий того или иного региона. Для решения данного вопроса необходимо обратиться к региональному законодательству. Так, согласно Постановлению Главы Администрации Ульяновской области от 27 февраля 1998 года № 35 установлены следующие сроки:
-для весенней обуви, одежды и др. с 01.04 по 15.05;
-для летней обуви, одежды и др. с 15.05 по 01.09;
-для осенней обуви, одежды, меховых товаров и др. с 01.09 по 15.11;
-для зимней обуви, одежды, меховых товаров и др. с 15.11 по 01.04.
Таким образом, гарантийный срок на зимнюю обувь исчисляется с 15 ноября по 1 апреля, при обнаружении дефектов в этот период потребитель вправе предъявить требования по замене/возврату товара к продавцу. |